Каталоги запчастей грузовых автомобилей КАМАЗ. Модификации, технические характеристики и конструктивные группы грузовиков: КАМАЗ-5425, КАМАЗ-53229, КАМАЗ-4326, КАМАЗ-43118, КАМАЗ-43114, КАМАЗ-4310, КАМАЗ-4528, КАМАЗ-6520, КАМАЗ-65115, КАМАЗ-55102, КАМАЗ-55111, КАМАЗ-53215, КАМАЗ-54115, КАМАЗ-53205, КАМАЗ-4325, КАМАЗ-53213, КАМАЗ-53228, КАМАЗ-325, КАМАЗ-5320, КАМАЗ-5410, КАМАЗ-54112, КАМАЗ-53212

Грузовые автомобили КАМАЗ

Руководство по эксплуатации КАМАЗ
Конструктивные группы КАМАЗ
Описание и технические характеристики шасси КАМАЗ
Модификации шасси КАМАЗ

Руководство по ремонту и техническому обслуживанию некоторых моделей автомобилей КАМАЗ

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
СБОРОЧНЫЕ ЕДИНИЦЫ И СИСТЕМЫ СИЛОВОГО АГРЕГАТА
ШАССИ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Сводная ведомость моделей автомобилей КАМАЗ

Шасси
КАМАЗ 4308-H3
КАМАЗ 4308-А3
КАМАЗ 43114
КАМАЗ 43118
КАМАЗ 43253
КАМАЗ 43255
КАМАЗ 4326
КАМАЗ 53228
КАМАЗ 53605
КАМАЗ 65111
КАМАЗ 65111
КАМАЗ 65115
КАМАЗ 65115
КАМАЗ 65117
КАМАЗ 6520-19
КАМАЗ 6520-60
КАМАЗ 6520-61
КАМАЗ 65201-63
КАМАЗ 65201
КАМАЗ 6522
КАМАЗ 65225
КАМАЗ 65225
КАМАЗ 6540
Бортовые автомобили
КАМАЗ 4308-А3
КАМАЗ 4308-Н3
КАМАЗ 43114
КАМАЗ 43118
КАМАЗ 43253
КАМАЗ 4326
КАМАЗ 65117

Седельные тягачи
КАМАЗ 44108
КАМАЗ 5460
КАМАЗ 6460
КАМАЗ 65116
КАМАЗ 65116
КАМАЗ 65225-22
КАМАЗ 65225
КАМАЗ 65225
Самосвалы
КАМАЗ 43255
КАМАЗ 53605
КАМАЗ 65111
КАМАЗ 65115
КАМАЗ 65115
КАМАЗ 6520-19
КАМАЗ 6520-60
КАМАЗ 6520-60
КАМАЗ 6520-61
КАМАЗ 65201
КАМАЗ 6522
КАМАЗ 6522
КАМАЗ 6540


Конструктивные группы КАМАЗ


Руководство по ремонту и техническому обслуживанию: КАМАЗ-5320, 5410, 55102, 55111, 53212, 53211, 53213, 54112, 43114, 43118, 65111, 53228, 44108, 43115, 65115, 6540, 53229, 4326, 53215, 54115


Машины КАМАЗ с колесной формулой 6х4 рассчитаны на использование при температурах окружающего воздуха плюс 40 — минус 40°С, относительной влажности воздуха вплоть до 80% при 20°С, запыленности до 1,0 г/м3, скорости ветра до 20 м/с и в областях, находящихся на высоте не больше 3000 m над уровнем моря.

Автомобили разделяются на две группы:

ПЕРВАЯ ГРУППА:
— автомобили, предназначенные для эксплуатации по дорогам всех категорий, с массой, приходящейся на ось, до 60 кН (6 тс). К этой группе относятся:

Автомобиль-тягач КАМАЗ-5320;
Седельный тягач КАМАЗ-5410;
Самосвал-тягач КАМАЗ-55102.

ВТОРАЯ ГРУППА:
— автомобили, предназначенные для эксплуатации в основном по дорогам I...III категорий, с массой, приходящейся на ось, до 80 кН (8 тс). К этой группе относятся:

Самосвал КАМАЗ-55111;
Автомобиль-тягач КАМАЗ-53212;
Шасси КАМАЗ-53211;
Шасси КАМАЗ-53213
;
Седельный тягач КАМАЗ-54112;
Бортовой автомобиль-тягач КАМАЗ-43114;
Автомобильное шасси КАМАЗ-43118;
Автомобиль-самосвал КАМАЗ-65111;
Автомобильное шасси КАМАЗ-53228;
Автомобильное шасси КАМАЗ-44108;
Автомобиль-тягач мод. 43115;
Автомобиль-самосвал КАМАЗ-65115;
Автомобиль-самосвал КАМАЗ-6540;
Шасси автомобильное КАМАЗ-53229;
Бортовой автомобиль-тягач КАМАЗ-4326;
Бортовой автомобиль-тягач КАМАЗ-53215;
Седельный автомобиль-тягач КАМАЗ-54115.


На правах рекламы:

   

Руководство по ремонту и техническому обслуживанию некоторых моделей автомобилей КАМАЗ

Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

 

Выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством

Рис. 7. Выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством

 

Расконсервация

Работу при расконсервации автомобиля выполняйте в следующем порядке:

1. Распломбируйте автомобиль (пломбы расположены на ручках дверей кабины, ручках запоров форточек дверей, передней облицовочной панели кабины, вентиляционном люке кабины).

2. Удалите консервационную смазку с металлических деталей, снимите оклейку со стекол кабины, колпака воздухозаборника системы питания двигателя воздухом, с отверстия для указателя уровня масла в картере двигателя, газоотводящей трубки сапуна двигателя, конца выхлопной трубы, атмосферных трубок топливных баков, пароотводящей трубки расширительного бачка, дренажного отверстия на водяном насосе, окон генератора и звуковых сигналов, гнезд розеток, сапуна бачка насоса гидроусилителя рулевого механизма и насоса подъема кабины и запасного колеса, сапунов мостов ii коробки передач, атмосферных выводов тормозных аппаратов: регулятора давления, двухсекционного тормозного крана, двухмагистрального перепускного клапана, четырехконтурного защитного клапана, ускорительного клапана, клапанов управления тормозными системами прицепа, кранов стояночной и вспомогательной тормозных систем.

3. Сухозаряженные аккумуляторные батареи приведите в рабочее состояние, для этого приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте его в аккумуляторы и, при необходимости, после пропитки пластин, зарядите батареи. Приготовление электролита, заливка его в аккумуляторы и зарядка батарей должны проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей.

4. Проверьте наличие тока в электрических цепях.

5. Проверьте наличие охлаждающей жидкости, топлива и масла.

6. Пустите двигатель, прогрейте его и проверьте работу на разных режимах.

7. Проверьте работу механизма подъема и опускания кабины.

8. Проверьте работу механизма платформы.

9. Проведите контрольный пробег автомобиля на 20—25 км; во время пробега проверьте работу всех агрегатов и механизмов.

 

Подготовка автомобиля к движению

Перед началом движения осмотрите автомобиль и проверьте:

— уровень масла в картере;

— уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения;

— наличие топлива в баках;

— наличие жидкости в бачке устройства для обмыва ветровых стекол, при необходимости долейте;

— состояние колес и шин;

— состояние привода рулевого управления (без применения специального приспособления);

— действие приборов освещения и световой сигнализации;

— работу стеклоочистителей;

— действие рабочей, запасной и стояночной тормозных систем.

Перед пуском двигателя убедитесь в герметичности всех соединений системы питания воздухом, проверьте целостность воздухопроводов и резиновых патрубков, надежность затяжки хомутов в соединениях деталей от воздухоочистителя к двигателю.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

1. Помните, что для начального периода эксплуатации нового автомобиля установлен обкаточный пробег 1000 км, во время которого применяйте щадящие режимы эксплуатации:

— не превышайте скорость движения более 50 км/ч;

— эксплуатируйте автомобиль только на дорогах с твердым покрытием и укатанным грунтовым дорогам, не имеющих крутых или затяжных подъемов;

масса перевозимого груза автомобилем должна быть не более 75 % от номинальной.

2. При эксплуатации автомобиля используйте дизельное топливо по ГОСТ 305—82. Марки топлива, смазочных материалов и эксплуатационных жидкостей, рекомендуемые заводом, приведены в приложениях 2 и 3.

3. Не начинайте движение автомобиля, пока не погаснут предупредительные сигналы падения давления воздуха в пневмоприводе тормозной системы и не прекратится гудение зуммера.

4. Движение автомобиля начинайте только после прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости не менее 40 °С.

5. Не отключайте аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.

6. При свечении сигнальной лампы на шкале указателей давления масла и температуры жидкости, свидетельствующем об аварийном падении давления в смазочной системе двигателя и аварийном перегреве охлаждающей жидкости, немедленно остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.

7. Следите за сигнализацией засоренности воздухоочистителя и масляного фильтра: в случаях срабатывания сигнализатора засоренности или постоянного свечения предупредительного сигнала в блоке контрольных ламп обслужите фильтроэлементы.

8. Не блокируйте межосевой и межколесный дифференциалы в момент буксования колес и при движении по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам: это может привести к поломкам деталей.

9. Помните, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 1600 - 1800 мин -1 . Снижение частоты вращения коленчатого вала от нагрузки вызывает потери мощности и требует дополнительных затрат энергии на разгон автомобиля. При движении на затяжных спусках частота вращения коленчатого вала не должна превышать максимально допустимую.

10. Во всех режимах движения частоту вращения контролируйте по тахометру. Не допускайте превышения предельной частоты вращения коленчатого вала. Скорость движения на маршруте выбирайте с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя — 2000—2200 мин 1 .

11. При стоянке автомобиля отключите аккумуляторные батареи от системы электрооборудования, нажав кнопку выключения батарей. Кнопку нажимайте кратковременно — не более 2 с.

12. Не допускайте движения и длительной стоянки (более 30 минут) самосвала с поднятой платформой

13. Не нагружайте платформу, если она не опущена полностью.

14. Разгружайте платформу на твердой горизонтальной площадке, ссыпайте груз полностью. При появлении признаков потери боковой устойчивости прекратите разгрузку.

15. Не ускоряйте разгрузку резкими рывками автомобиля.

16. При работе под поднятой платформой обязательно застопорите ее стопорными пальцами. 17. При выводе автомобиля из колеи не двигайтесь с повернутым в крайнее положение рулевым колесом более 15 с.

 

УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

1. При пуске двигателя соблюдайте меры предосторожности: вначале убедитесь, что автомобиль заторможен стояночной тормозной системой, а рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.

2. Перед началом движения убедитесь, что левое и правое запорные устройства кабины закрыты.

3. При движении накатом на спусках не выключайте двигатель, так как при этом выключаются гидроусилитель рулевого механизма и компрессор пневмопривода тормозной системы автомобиля.

4. Не прогревайте двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.

5. Помните, что охлаждающая жидкость ТОСОЛ, применяемая в системе охлаждения двигателя, и жидкость «Нева», применяемая в приводе сцепления, ядовиты, поэтому обращайтесь с ними осторожно.

6. Содержите в чистоте и исправности двигатель; замасливание картера двигателя и подтекание топлива могут явиться причиной возникновения пожара.

7. Не открывайте пробку расширительного бачка перегретого двигателя, дайте двигателю остыть.

8. Не допускайте эксплуатации автомобиля с ослабленным креплением реактивных штанг задней подвески.

9. Накачивайте шины после сборки колес в специальном ограждении, предохраняющем от травмирования при случайном выскакивании замочного кольца из канавки обода. При накачивании шин в дорожных условиях положите колесо замочным кольцом вниз.

10. Не разбирайте на автомобиле пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер. Разборку проводите в мастерской с использованием специальных приспособлений.

11. Не работайте под автомобилем, если он поднят домкратом, без подставки.

12. Перед подъемом кабины затормозите автомобиль стояночной тормозной системой, рычаг переключения передач поставьте в нейтральное положение, закройте двери кабины.

13. При работе под поднятой кабиной зафиксируйте положение ограничителя подъема кабины предохранительным крюком-защелкой или стопорной шпилькой, если на автомобиле установлен гидроподъемник кабины.

14. После опускании кабины убедитесь в том, что предохранительный крюк вошел в зацепление со скобой, надежно закройте правый и левый запоры кабины.

15. Для предохранения шин от интенсивного износа соблюдайте величины давления воздуха в шинах в соответствии с требованиями настоящего Руководства.

 

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ

Пуск двигателя без применения ЭФУ проводите в следующем порядке:

1. Установите в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач.

2. Утопите рукоятку останова двигателя (см. рис. 1).

3. Нажмите педаль подачи топлива (см. рис. 1) до упора.

4. Включите аккумуляторные батареи автомобиля, нажав кнопку включения аккумуляторных батарей (см. рис. 3) и тут же отпустите ее. Включите приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение.

5. Включите стартер, повернув ключ во второе нефиксированное положение.

6. После начала работы двигателя немедленно отпустите ключ выключателя стартера и педаль подачи топлива.

Не допускайте большой частоты вращения коленчатого вала двигателя сразу после пуска — прогрейте двигатель при частоте вращения коленчатого вала 1300—1600 мин -1 до температуры охлаждающей жидкости 40 °С. После этого можно начать движение. Если двигатель не начал работать, повторите пуск. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с.

Повторно пускать двигатель стартером можно только после одно-двухминутного перерыва. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найдите и устраните неисправность.

При пуске горячего двигателя выполнять требование п. 3 настоящего раздела необязательно.

Пуск двигателя с применением средств облегчения пуска описан в разделе «Эксплуатация автомобиля в холодный период времени».

Останов двигателя. Перед остановом дайте поработать двигателю в течение 1—3 мин без нагрузки со средней частотой вращения коленчатого вала. Уменьшите частоту вращения коленчатого вала до минимальной, после чего вытяните до конца рукоятку останова двигателя и оставьте ее в этом положении.

После окончания работы выключите аккумуляторные батареи автомобиля, нажав кнопку дистанционного выключателя.

 

УПРАВЛЕНИЕ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ

Передачи в коробке передач переключайте рычагом переключения передач (см. рис. 1), расположенным справа от сиденья водителя.

Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге переключайте передачи в последовательности:

1В - 2В - 3В - 4Н - 4В - 5Н - 5В (см. рис. 8). В тяжелых дорожных условиях рекомендуется последовательность 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В.

Переключение рычага из одного положения в другое выполняйте при выключенном сцеплении. Для перехода с высшей В передачи на низшую Н и наоборот (без переключений рычага) опустите или поднимите переключатель, а затем нажмите, и после небольшой (1 с) выдержки, отпустите педаль сцепления - передача включится автоматически.

Переключатель управления делителем передач а

Схема переключения передач

Рис. 8. Схема переключения передач

Педаль сцепления нажимайте резко и до конца. При выборе момента переключения передач орненти-руйтесь по тахометру.

Ниже приведены рекомендации по выбору частоты вращения коленчатого вала для переключения передач при разгоне автомобиля. Выполнение этих рекомендаций обеспечит работу двигателя в наиболее экономичном режиме.

1. В тяжелых дорожных условиях или при движении на подъем перед переключением с низших (1-я и 2-я) передач рекомендуется доводить частоту вращения коленчатого вала до величины, близкой к номинальной), при этом с каждой последующей передачей частота вращения в момент переключения должна снижаться, например 2600— 2400— 2200—2000 мин -1 .

2. При разгоне на горизонтальном участке дороги с хорошим покрытием следует доводить частоту вращения коленчатого вала на промежуточных передачах не более чем до 2300 мин -1 . (При этом с каждой последующей передачей максимальная частота должна снижаться и не превышать 2000 мин -1 при переключении на 5-ю передачу.

3. При разгоне с малыми дорожными сопротивлениями (движение под уклон на дороге с хорошим покрытием) максимальная частота вращения коленчатого вала на всех передачах не должна превышать 2000 мин -1 .

4. На скоростных автомагистралях обязательно следует выходить на самую высшую из возможных передач. При этом необходимо помнить, что движение с частотой вращения коленчатого вала более 2200 мин -1 неэкономично.

 

УПРАВЛЕНИЕ ТОРМОЗНЫМИ СИСТЕМАМИ

Рабочая тормозная система служит для уменьшения скорости движения автомобиля и полной его остановки, управляется привод педалью.

Стояночную тормозную систему включайте на стоянке автомобиля, установив рукоятку крана управления стояночным и запасным тормозами (см. рис. 1) в вертикальное фиксированное положение. При этом срабатывают тормозные механизмы задних колес автомобиля и прицепа.

Для выключения стояночной тормозной системы рукоятку установите в горизонтальное фиксированное положение. Включая стояночную тормозную систему, доведите рукоятку вниз до упора, иначе «сожжете» тормозную систему на прицепе.

Запасная тормозная систе ма предназначена для остановки автомобиля в случае выхода из строя рабочей тормозной системы. Управляйте запасной тормозной системой постепенным перемещением рукоятки стояночной тормозной системы. При перемещении рукоятки вверх на треть ее полного хода работает только тормозная система прицепа. Применяя такой способ притормаживания на скользкой дороге, можно избежать «складывания», автопоезда, так как автопоезд при этом идет «врастяжку». При дальнейшем перемещении рукоятки вверх включается тормозная система автомобиля и увеличивается интенсивность торможения: чем ближе к вертикали, тем сильнее торможение.

Вспомогательную тормозную систему включайте нажатием кнопки вспомогательной тормозной системы (см. рис. 1, раздел Органы управления. оборудование кабины и контрольно измерительные приборы). Пользуйтесь вспомогательной тормозной системой во всех случаях для уменьшения скорости и обязательно — при движении на затяжных спусках во избежание перегрева тормозных механизмов.

 

Винт механического растормаживания

Механическое растормаживание стояночной тормозной системы

Рис. 9. Механическое растормаживание стояночной тормозной системы

При необходимости для уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя притормаживайте автопоезд рабочей тормозной системой.

При включенной вспомогательной тормозной системе не выключайте сцепление и не переключайте передачи.

Механическое растормаживание стояночной тормозной системы. При отсутствии воздуха в ресиверах стояночной тормозной системы срабатывают пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер задней тележки, и автомобиль затормаживается. Если невозможно наполнить ресиверы сжатым воздухом, то автомобиль можно растормозить механически. Для этого снимите крышки с энергоаккумуляторов тормозных камер заднего и промежуточного мостов и выверните.

Топливоподкачивающий насос на топливном фильтре грубой очистки

Рис. 11. Топливоподкачивающий насос на топливном фильтре грубой очистки


Машины КАМАЗ с колесной формулой 6х4 рассчитаны на использование при температурах окружающего воздуха плюс 40 — минус 40°С, относительной влажности воздуха вплоть до 80% при 20°С, запыленности до 1,0 г/м3, скорости ветра до 20 м/с и в областях, находящихся на высоте не больше 3000 m над уровнем моря.

Автомобили разделяются на две группы:

ПЕРВАЯ ГРУППА:
— автомобили, предназначенные для эксплуатации по дорогам всех категорий, с массой, приходящейся на ось, до 60 кН (6 тс). К этой группе относятся:

Автомобиль-тягач КАМАЗ-5320;
Седельный тягач КАМАЗ-5410;
Самосвал-тягач КАМАЗ-55102.

ВТОРАЯ ГРУППА:
— автомобили, предназначенные для эксплуатации в основном по дорогам I...III категорий, с массой, приходящейся на ось, до 80 кН (8 тс). К этой группе относятся:

Самосвал КАМАЗ-55111;
Автомобиль-тягач КАМАЗ-53212;
Шасси КАМАЗ-53211;
Шасси КАМАЗ-53213
;
Седельный тягач КАМАЗ-54112;
Бортовой автомобиль-тягач КАМАЗ-43114;
Автомобильное шасси КАМАЗ-43118;
Автомобиль-самосвал КАМАЗ-65111;
Автомобильное шасси КАМАЗ-53228;
Автомобильное шасси КАМАЗ-44108;
Автомобиль-тягач мод. 43115;
Автомобиль-самосвал КАМАЗ-65115;
Автомобиль-самосвал КАМАЗ-6540;
Шасси автомобильное КАМАЗ-53229;
Бортовой автомобиль-тягач КАМАЗ-4326;
Бортовой автомобиль-тягач КАМАЗ-53215;
Седельный автомобиль-тягач КАМАЗ-54115.